Назад к списку

Последствия от изменения в институте таможенных представителей. 

В таможенном законодательстве Таможенного союза (ТС) произошли существенные изменения в деятельности, связанной с ведением реестров.

  В Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ), который в настоящее время действует в части не противоречащей Таможенному кодексу ТС (ТК ТС), такая деятельность определялась как деятельность в области таможенного дела, в ТК ТС – новая формулировка – деятельность в сфере таможенного дела.

В главе 3 ТК ТС расширен перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, включаемых в соответствующие реестры. Теперь такими лицами являются: таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли, а также уполномоченный экономический оператор

Новеллой является институт уполномоченного экономического оператора, который в России заменяет собой лиц, пользующихся специальными упрощениями при таможенном оформлении товаров в соответствии со статей 68 ТК РФ. Помимо применяемых в таможенном законодательстве РФ упрощений (по ст. 68 ТК РФ), для уполномоченного экономического оператора в ТК ТС предусмотрены следующие упрощения:выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент ее подачи, т.е. фактически предоставляется беспроцентная отсрочка платежа на срок от 10 до 40 дней;возможность оформлять процедуру таможенного транзита без внесения дополнительного обеспечения таможенных платежей, т.е. не требуется принятие мер обеспечения таможенного законодательства при соблюдении процедуры таможенного транзита, если декларантом является уполномоченный экономический оператор.


Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предусмотренные ТК ТС, определяется Решением Комиссии Таможенного союза № 323 от 18 июня 2010 года «О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору», которым установлено, что специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору, не применяются:в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке, перечень которых определяется законодательством государств-членов ТС;в отношении иных товаров в соответствии с законодательством государств-членов ТС.

В ТК ТС предусмотрены переходные положения, позволяющие всем лицам, осуществляющим в настоящее время деятельность в области таможенного дела продолжать работать до 1 января 2011 года. В это период они должны будут включиться в реестры на новых условиях либо по истечении данного периода прекратить свою деятельность.В соответствии со статьями 13, 19, 24, 29, 34, 39 главы 3 ТК ТС изменены условия включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Так, появились требования об отсутствии на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, а также фактов привлечения в течение 1 года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела – для таможенного перевозчика, владельцев СВХ и таможенного склада, владельца МБТ, уполномоченного экономического оператора.

 Одновременно, из условий включения лиц в реестр таможенных перевозчиков исключено требование о наличии договора страхования риска гражданской ответственности.В соответствии с положениями ТК ТС изменились размеры обеспечения уплаты таможенных платежей для «реестровых» лиц:для таможенного представителя - с 50 млн. руб. по ТК РФ на сумму эквивалентную не менее чем 1 млн. евро;для таможенного перевозчика – с 20 млн. руб. по ТК РФ на сумму, эквивалентную не менее чем 200 000 евро;для владельцев СВХ, таможенного склада, МБТ - определение суммы обеспечения отнесено к законодательству России;Согласно статьям 74 и 79 проекта Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» (далее – Закон) размеры обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении деятельности в качестве владельцев СВХ и таможенного склада остался прежним.
Эта сумма не может быть менее:2,5 миллиона рублей и дополнительно 1000 рублей за каждый полный и неполный 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада временного хранения используется открытая площадка, и (или) 300 рублей за каждый полный и неполный 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада временного хранения используется помещение, для владельцев складов временного хранения открытого типа;2,5 миллиона рублей для владельцев складов временного хранения закрытого типа;для уполномоченного экономического оператора предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 млн. евро;для лиц, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии Таможенного союза, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 000 евро.

По ТК РФ для лиц, пользующихся специальными упрощениями при таможенном оформлении товаров в соответствии со статей 68, такого обеспечения представлять не требовалось. Уплачиваются, указанные выше обеспечения, в эквиваленте по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена ТС, на день предоставления такого обеспечения.

Нововведением ТК ТС также является и возможность установления национальным законодательством случаев и порядка приостановления и возобновления деятельности юридических лиц в качестве таможенных представителей, владельцев СВХ, владельцев таможенных складов, владельцев МБТ и уполномоченных экономических операторов.В положениях главы 3 ТК ТС изменилась терминология: «таможенный брокер (представитель)» теперь называется «таможенным представителем». При этом содержание данного определения практически не меняется. 

Полномочия остаются те же - совершение от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенных операций. Статус свой таможенный представитель приобретает так же, как и сейчас - посредством включения в реестр таможенных представителей. Положениями ТК ТС установлено, что таможенный представитель вправе работать на территории только того государства-члена ТС, таможенным органом которого он включен в реестр. Ответственность таможенного представителя в ТК ТС не определена. Согласно статье 17 главы 3 ТК ТС за несоблюдение требований таможенного законодательства ТС таможенный представитель несет ответственность в соответствии с национальным законодательством государства-члена ТС.В соответствии с положениями ТК ТС реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, ведутся таможенными органами каждого государства-члена ТС.

 Комиссия Таможенного союза на основе национальных реестров формирует общие реестры. Статья 13 ТК ТС одним из условий включения в реестр таможенных представителей установила наличие в штате этого лица не менее 2 (двух) работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным законодательством государств-членов ТС. Согласно статье 63 Закона Специалист по таможенным операциям осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного представителя. В этой же статье установлено, что Специалистом по таможенным операциям может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и стаж работы не менее двух лет, сдавший квалификационный экзамен, подтвердив соответствие своих знаний программе квалификационного экзамена. 

Из этого установления новеллой является требование о гражданстве Специалиста. С 1 января 2004 года по настоящее время на территории России такого требования к специалистам установлено не было. На современном этапе в период интенсивной международной интеграции - это требование достаточно двусмысленно.Статьей 64 Закона установлены требования об аттестации на соответствие квалификационным, в соответствии с которыми Специалист по таможенным операциям обязан каждые два года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата Специалиста по таможенным операциям, проходить обучение. 

Образовательные программы повышения квалификации должна быть согласованы с ФТС России и утверждена Министерством образования РФ. Кроме того, после ее утверждения образовательные учреждения должны по утвержденной программе пройти федеральную аккредитацию. Хотелось бы уточнить, что аккредитацию в Министерстве образования РФ можно пройти, только выпустив группу слушателей, обучившихся по конкретной образовательной программе. Таким образом, пока программа будет утверждена Министерством образования РФ и аккредитована в образовательных учреждениях, пройдет как минимум 1,5 – 2 года.
В статье 65 Закона четко прописано, что квалификационный аттестат специалиста по таможенным операциям отзывается в случае, если он нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации. А в течение 1,5 – 2-х лет возможности повысить свою квалификацию у специалиста может и не быть по причинам от него независящим. Каким образом в этом случае Специалист по таможенным операциям сможет осуществлять свою деятельность в качестве работника таможенного представителя, а таможенный представитель остаться в реестре?

ФТС России согласно положениям Закона готовит регламенты, в том числе и по аттестации Специалистов по таможенным операциям. В указанных проектах регламентов по-прежнему остается требование (как и в приказе ФТС России № 905 от 23 июля 2008 года «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции выдачи квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению») о допуске к аттестации претендентов только в то региональное таможенное управление, в регионе деятельности которого зарегистрирован претендент. Это положение ограничивает конституционное положение РФ о свободе выбора обучаться в том образовательном учреждении, которое больше устраивает слушателя независимо от места его прописки.